Как построить систему управления охраной труда на предприятии?
Система управления охраной труда на предприятии (СУОТ) — это совокупность мероприятий в области охраны труда, обеспечивающих безопасность, работоспособность и сохранение здоровья человека в процессе осуществления профессиональной деятельности. Организационно-методическую работу осуществляет специалист по охране труда/служба охраны труда.
Стандартный процесс внедрения СУОТ выглядит следующим образом. Руководитель означает специалиста/службу охраны труда, которые проходят обучение по направлениям. Следует обратить внимание, что, согласно Приказу Минтруда России от 04.08.2014г №524н и Приказу Минтруда России от 17.05.2012 г. №559н, назначенный на должность специалиста по охране труда сотрудник должен иметь диплом по специальности «Охрана труда» или «Техносферная безопасность» или пройти переподготовку по данной специальности. После прохождения обучения определяются и анализируются опасные рабочие места на предприятии, вырабатываются безопасные способы работы, разрабатывается документальная база и методы обучения сотрудников, включая инструктажи, а также порядок обеспечения их средствами индивидуальной защиты.
Наличие необходимых документов и ознакомление работников с ними трудно переоценить. Организация охраны труда предусматривает использование ряда обязательных документов, необходимых для проведения мероприятий по обучению сотрудников и контролю надлежащего исполнения требований безопасности. Одним из таких документов является инструкция по охране труда, разрабатываемая с учетом специфики производственных процессов на предприятии. Такие инструкции разрабатываются как для отдельных специальностей, так и для конкретных участков работы. В документе должны быть указаны общие для всего персонала правила безопасности, правила безопасного производства работ в объеме должностных инструкций и на конкретном участке работ, а также порядок действий в случае нештатных или аварийных ситуаций. Подобные инструкции разрабатываются в соответствии с действующим законодательством и регулярно, но не реже чем раз в пять лет, пересматриваются на предмет изменения законодательства и условий, в которых работают сотрудники.
Разработка необходимых документов является длительной и трудоемкой задачей, так как документы должны соответствовать отраслевым и межотраслевым нормативным правовым актам по безопасности и охране труда. Для разработки пакета документов, организация всегда может обратиться к профессионалам, например, в Центр «Специалист», где быстро и качественно подготовят типовой пакет документов или расширенный пакет с учетом специфики предприятия.
Начать работу с бумагами следует с разработки положения по охране труда, инструкций, программ инструктажей и обучения сотрудников.
Одним из основных средств обеспечения безопасности на производстве является обучение и инструктаж работников.
Проводятся они в соответствии с ГОСТ 12.0.004-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.», внедрен в действие Приказом Госстандарта от 09.06.2016 №600-ст. Подробнее об инструктажах можно прочитать тут.
Главное, помнить, что СОУТ не может быть создана за неделю, это должен быть планомерный и всесторонне продуманный процесс. И только тогда грамотная организация системы управления охраной труда на предприятии принесет долгожданные плоды — снижение производственного травматизма и повышение эффективности труда сотрудников, а в следствии и минимизацию убытков и рост доходов фирмы.